17 июня 2016

Мой Платоновский фестиваль

Рекламу фестиваля я увидела в феврале, кажется. И очень удивилась - ведь само мероприятие стартует в начале июня. Теперь понимаю почему. Билеты разлетелись моментально! Нам ещё повезло, что на Музыку мира билеты оставались до мая.




В этом посте я хочу поделиться личными впечатлениями от событий шестого Платоновского фестиваля искусств, на которых удалось побывать.



1) Выставки в арт-центре "Коммуна".
Очень хотелось увидеть само здание бывшей типографии, с которым сотрудничал А. Платонов, превращённое в арт-центр. Старое здание во дворах проспекта Революции украсили гигантской надписью.




Внутри - удивительная атмосфера, в которой хочется оказываться снова и снова. Облупленные стены и свисающие с высокого потолка уютные лампочки, самая разнообразная публика,  интересом рассматривающая и обсуждающая экспонаты.





Сначала мы посмотрели тотальную инсталляцию Александра Шишкина-Хокусая "Практики взросления". Многочисленные деревянные фигурки, расписанные вручную и рассказывающие о встраивании индивида в репрессивную общественную модель, здорово вписались в пространство арт-центра и по словам самого автора "зазвучали по-новому".



Тотальная инсталляция "Практики взросления"

Надо сказать, что на Платоновском фестивале  я сделала для себя несколько открытий. Одно из них - режиссёр Сергей Эйзенштейн. Я, конечно, слышала о фильме "Броненосец Потёмкин", но о режиссёре и его фильмах ничего не знала. Открытие это мне помогли сделать кинопоказы и выставка "Незавершённый Эйзенштейн". Она состоит из 300 кадров незаконченного фильма "Да здравствует Мексика!", 40 фотографий рабочих моментов этого фильма, 40 напечатанных копий рисунков Эйзенштейна и 16 сопровождающих кадры рисунков. Смонтировать фильм хотели многие режиссёры, среди них - Жан-Люк Годар. Но пока он так и остаётся "незавершённым".



Выставка "Незавершённый Эйзенштейн"




Третья выставка, которую мы посмотрели в арт-центре - "Сокровенный" местного фотографа Алексея Бычкова на тему платоновского человека. Это несколько больших чёрно-белых полотен, размещённых в тёмной комнате и тускло подсвечиваемых. На фотографиях - крупные планы актёра воронежского камерного театра Бориса Голощапова (фото). У меня, правда, главная ассоциация возникла не с платоновским человеком, а с индусскими монахами :)

2) Большой поэтический концерт "На понятном языке".
Сюда же, в арт-центр, мы вернулись следующим вечером, чтобы побывать на Большом поэтическом концерте. Здесь выступали молодые поэты из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода. У концерта в программке неспроста пометка "молодёжный". Старшему поколению большинство стихотворений вряд ли были бы близки - здесь рифмовались и "вконтакте", и "инстаграм", и "скейт". И публика вся была молодая и модная.

На поэтических концертах я никогда не бывала, и мне понравилось. (Правда не всё). Для себя я выделила нескольких ребят. Самым искренним был Игорь Михалев. Он читал в основном коротенькие стихи, но наполненные красивыми и неожиданными метафорами. Например:

солнце сиропом капало с неба, лилось дождём,
воздух почти ничего не весил - 
так природа встречала новорождённого:
легко и весело.

в меня ворвалась весна, точно ласточка в сени, 
сладко царапает рёбра-ветки.
не ясно прохожим, отчего в этот день весенний
я уже совершенно
летний.


3) Музыка мира в Белом колодце.
Это главное событие в нашей личной программе ПФ. Во-первых, оно проходит в красивейшем месте, которое называют воронежским Гранд-Каньоном. 





Во-вторых, хэдлайнер - моя любимая певица - марокканка Хинди Зара, исполняющая песни на трёх языках (английском, французском и берберском) и в разных стилях (джаз, блюз, фолк).  



Хинди Зара в Белом колодце

Помимо неё здесь выступила литовская рэгги-группа Ministry of Echology, Jambinai - группа из Сеула, играющая пост-рок на национальных инструментах, и дуэт рэпера из Нью-Йорка Джо Дрискола и виртуоза игры на африканском струнном инструменте коре Сейку Кояте.

Немного подвела погода - тяжёлые свинцовые тучи весь день висели над городом и то и дело поливали слушателей то лёгким дождиком, то самым настоящим ливнем. Мы приехали в Белый колодец во время выступления корейцев из Jambinai и были удивлены разносившимися по меловому карьеру звуками, которые они извлекали из своих инструментов, иногда напоминавших настоящий тяжёлый металл. Эта музыка в сочетании с теми самыми свинцовыми тучами создала удивительное настроение.

Хинди Зара вышла на сцену последней, когда уже совсем стемнело и на меловых горах появилась красивая кружевная светоинсталляция. А в конце выступления её команды неожиданно начался салют!

4) Книжная ярмарка.
На советской площади более 130 издательств представляли книги по искусству, дизайну и философии, редкие издания классиков и современников, книги для для детей. Себе я приобрела такую милую книжку и буду использовать её на уроках :)



Также во время фестиваля я купила ещё одну очень необычную книгу - комиксы (графические адаптации) по рассказам А. Платонова, нарисованные разными художниками. Здесь всё, что мы изучаем у автора в 5-8 классах. Особенно приглянулась адаптация "Цветок на земле" Антона Савинова.





5) Выставка художников-нонконформистов "Живу и вижу" из коллекции поэта Всеволода Некрасова в музее им. И.Н. Крамского.
Это ещё одна выставка, открывшая для меня новое в искусстве. На ней представлено около 100 произведений живописи, графики и фотографии художников-нонконформистов периода оттепели.

Больше всего понравился цикл "Чеховский проект" Олега Васильева. Художник выбрал "Дом с мезонином". И этот "чеховский дом" - метафора, обобщённый образ старой дачи, где раньше кипела жизнь, а теперь она заброшена.




Плакатные многозначительные работы Эрика Булатова.



А также фотографии Франциско Инфанте-Араны и его жены Нонны Горюновой. Сначала я не могла понять, как можно было в 87-м году создавать такие фотографии без помощи фотошопа. Но углубившись дома в тему, узнала, что все сделано только при помощи фотоаппарата и лесок, на которые крепились различные артефакты. То есть вещи, сделанные человеком и автономные по отношению к природе. Если принести артефакт в природу, то он создаст некоторое организующее начало, с помощью них можно распоряжаться атрибутами самой природы: солнечным светом, воздухом, снегом, землёй, небом. На всех фотографиях художники стремились запечатлеть момент встречи человека и природы. 




6) Парад уличных театров по проспекту Революции.
Парад состоялся 12 июня, в День России. Он показался мне несколько сумбурным и не таким масштабным, как я себе его представляла. Но не спорю - было красочно. Очень красиво взлетало в воздух из пушек и медленно опускалось на фоне синего неба золотое конфетти. А покорили меня милые лоскутные дракончики из Испании, так и норовившие схватить кого-нибудь из зазевавшихся зрителей.




Я очень рада, что нахожусь в городе, в котором проходит событие такого уровня! Начало лета получилось очень интересным и насыщенным!
Фестиваль завершился и от этого немного грустно. Грустно и от того, что не удалось посетить несколько мероприятий. Но ничего, в следующем году мы будем готовы уже в феварле! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий