28 июля 2015

Новые учебники по русскому языку

Учась 5 лет в школе, а затем и работая по учебнику русского языка под редакцией М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской, я часто задумывалась, неужели так необходимо, чтобы он был настолько унылым и скучным в своём оформлении? Конечно, мне могут возразить, что во время учёбы в первую очередь важна информация, которую содержит книга, но и она хромает, мягко говоря, что я докажу на ярком примере. Во-первых, такой учебник не захочется часто брать в руки ни одному современному ученику, избалованному интернетом и всевозможными гаджетами с самых малых лет. Во-вторых, я уверена, что в школе самыми разными средствами, включая и учебник, мы должны воспитывать эстетический вкус и творческий потенциал в своих учениках. Учебник в скучной зелёной обложке эту миссию выполнить не способен. Я уверена, что учебники можно выпускать такие, и по форме и по содержанию, что так и захочется их раскрыть и окунуться вместе с ними в мир знаний. Новые с пометкой ФГОС  - уже более продвинутый и интересный вариант. Но поработать по ним мне пока так и не довелось.

Я стала интересоваться вопросом, а взялся ли кто-нибудь за создание совершенно нового учебника по русскому языку. Выяснилось, что уже существует два экземпляра - для 5 и 10-11 классов, разработанных и изданных Санкт-Петербургским государственным университетом и оформленных на студии Мастерская.

Конечно, некоторые вещи я считаю здесь излишними и неуместными, но большинство идей - удачные. Предлагаю полистать его вместе. Но сначала для контраста ещё раз раскроем привычный нам учебник в зелёной обложке.


1. Устаревшее и скучное оформление. Дальше обложки идти и не хочется вовсе :(


2. Отсутствие цветных иллюстраций.


3. Однотипные задания. Я часто вообще отказывалась от текстов и упражнений, представленных в этом учебнике, и старалась находить и распечатывать для своих учеников интересные, увлекательные и красивые примеры. Однажды на страницах учебника для 8 класса нашла такой нелепый текст, что не поверила своим глазам: в 2015 год прямиком из 90-х.


4. Много совершенно неинтересных школьникам картин для сочинений-описаний.

А теперь посмотрим на новый учебник. 

«Главное в этой книге - психологически комфортная и эмоционально привлекательная среда, в которую погружаются и учитель, и ученик. Впервые при создании учебника по русскому языку его дизайну была отделена настолько значительная роль: аналогичные пособия отличались скудными, неяркими, не оригинальными решениями».
Начну с того, что мне нравится.

1. В учебник добавлен цвет и цветные иллюстрации. Почему цветные картинки должны быть только в учебниках для начальной школы? Цвет радует и 16-летнего старшеклассника, и учителя, который ведёт по такому учебнику уроки.




2. Простые и понятные условные обозначения. 


3. Идея использования графических знаков в тексте. (Найдите их на картинке:)

«Мы просматривали старые советские учебники по самым разным предметам - от букварей до пособий по физике... И именно буквари произвели на нас наиболее сильное впечатление своей чистой визуальной роскошью. Желтоватая, истончившаяся бумага, акварельные пятна, размазанные по страницам, буквы - как следы птичьих лап на снегу, и - самое главное! - маленькие, неприхотливые рисуночки, стоящие по соседству с буквами, плечом к плечу с ними, на равных правах графического знака, складывающиеся в красивые и точные суждения о мире».


4. Высказывания русских авторов, помещённые на отдельные страницы и приглашающие к совместному рассуждению. Только они должны быть удачно подобранными и доступными для понимания детей.


5. Разнообразие текстов и упражнений.

Теперь о недостатках.

1. Не понравилось то, что учебник для 5 класса разбит почему-то на 3 части. Зачем?
2. Не нравятся обложки. К чему конь в противогазе? Или мартышка? У многих учеников это будет ассоциироваться с несерьёзность и вызывать лишнее веселье. Для учебника можно подобрать более спокойную обложку. но в то же время интересную и стильную. На форзацах я бы скорее разместила правила, изучаемые в данном классе, чем картинки. В этом учебники в зелёной обложке можно только похвалить.



Подробнее о концепции и воплощении можно прочитать на сайте Мастерской.
В материале использованы фотографии с этого сайта, а так же с сайта Look at me .

Также мне понравились случайно найденные развороты из учебника Быстровой, Гостевой и Кибиревой. Например, упражнение 201. Такие красивые визуальные схемы мне часто приходится придумывать и распечатывать самой.





Удачный раздел «Знаете ли вы, что...». Здесь, например, знакомые школьникам смайлики из интернета переводят их на обсуждение темы мимики и жестов в речи.



Интересное задание с необычным стихотворением.



Хотелось бы полистать и узнать об этом учебнике побольше.
Т.к. я не знакома с другими новыми учебниками с пометкой ФГОС и которые тоже стремятся к обновлению, буду рада, если вы приведёте свои примеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий