02 июня 2015

Читаем или проходим?

Читая статью о мнениях учёных-гуманитариев по вопросу патриотизации (?) литературы, я узнала о книге под названием «Литература в школе: читаем или проходим?». Принадлежит она известному литературоведу, доктору филологических наук (а также писателю и общественному деятелю) - Мариэтте Чудаковой.

Нет более насущного вопроса для меня, чем вопрос о преподавании литературы современным школьникам. Я провожу разнообразную работу, пытаясь привлечь их к своему предмету, к чтению классики, но пока вынуждена признать: читают единицы. Поэтому, узнав, тут же побежала в библиотеку и запоем прочитала.
В данной книге содержится чёткий ответ на поставленный в заглавии вопрос. 




Современный школьники могут писать сочинения, сдавать ЕГЭ по литературе на хорошие оценки ни разу не открыв книги. Но это ли самое главное? Мариэтта Омаровна с грустью отмечает: «Каждый год 22 июня, сразу вслед за выпускным балом, в России сильно пополняется тот слой общества, который лишён, частично или полностью, второй после родного языка общенациональной связки: культурного наследия». То есть тех, кто не прочитал ни одной страницы из русской классики. Они оказываются лишёнными чего-то большого и важного, невосполнимого другими средствами. 

Что же предлагается учителю-словеснику?
«1) Русскую классику - наше главное культурное богатство - читать на уроках вслух за счёт сокращения примитивного школьного литературоведения». И читать не менее 30-ти минут от урока, прерываясь на обсуждения и пояснения.
«2) Образцы классической поэзии помимо чтения в классе вслух обязательно учить наизусть».

Современный же уроки литературы, по мнению исследовательницы, это уроки начального литературоведения (и часто некачественного): «Назойливое школьное литературоведение открывает бескрайний простор для скучнейшего пустословия и краснобайства, приучает к демагогии». Анализировать произведения - это удел студентов филфака, учёных, но никак не школьников. Школьнику нужно произведение понять, а стихотворение - почувствовать. А все эти анализы только отбивают у него желание взять книгу в руки.
Приводят в замешательство автора и формулировки вопросов и заданий, определений из учебников по литературе (и с ней трудно не согласиться), сформулированные как для седоволосых профессоров-гуманитариев.

Также Мариэтта Омаровна рассказывает в своей книжке о том, как привести школьников к Гоголю и Пушкину через книгу «Мастрер и Маргарита», про литературную память стихотворных размеров, об удивительных открытиях, сделанных ею после путешествий по России с олимпиадами для школьников и студентов. Есть в ней раздел и о русском языке, состоянием которого исследовательница озабочена, и который требует внимания «не меньшего, чем любимые домашние животные».

Думаю, что я целиком разделяю мнение, изложенное в этой книге. По опыту знаю, сколько вселенской тоски появляется в глазах при упоминании об анализе стихотворения (как бы я сама ни любила его делать). Помню, как первый год работы в школе твердила: «Это урок литературы, мы анализируем, а не читаем на уроке». Теперь это кажется такой глупостью... Со временем сама стала отходить от таких представлений, а тут и книга в руки попала.

Итак, главное на уроках литературы - читать. Плюс интересная и разнообразная работа с биографией автора, составление планов, таблиц, синквейнов, сочинения на нестандартные темы, свободные отзывы, театральные постановки - это мой план на следующий учебный год!

Хотела бы узнать ваше мнение по поводу данной книги, коллеги. Пишите комментарии!

3 комментария:

  1. Да, и да, и еще раз да! Ты умничка, потому что уже поняла это. А мне понадобилось гораздо больше времени. Не помню , но кто-то из коллег писал: " Закрывайте двери и читайте детям вслух!"

    ОтветитьУдалить
  2. Даша, у нас в Омской области проводится телекоммуникационный проект " Изучаем литературу творчески" . Не знаю, насколько он будет интересным, но я уже начала в нем работать. Сегодня последний день записи. Посмотри , может тебя заинтересует. https://sites.google.com/site/izucaemliteraturutvorceski/home/i-etap

    ОтветитьУдалить
  3. А она ещё пишет, что некоторые учителя получают выговор за то, что "ТРАТЯТ ВРЕМЯ" на чтение вслух! Удивительно!

    Елена Васильевна, спасибо за приглашение. Действительно интересно, но мы с мужем задумали переезд в июне, поэтому не уверена, что будет время потрудиться в проекте как следует.

    ОтветитьУдалить